В 1935 году на Московском автозаводе имени И. В.Сталина (ЗиС) приступили к проектированию первого советского представительского автомобиля. За основу взяли американский "Бьюик-32-90". Два опытных образца "ЗиС-101" весной 1936 г. были представлены И. В. Сталину и членам Политбюро.
Конвейерная сборка "ЗиС-101" началась в январе 1937 года. В общей сложности до 1941г. собрано 8752 автомобиля этой модели и ее модификаций (ЗиС-101А, ЗиС-102). Интересно то, что первая партия кузовов закупалась. На некоторые образцы машины устанавливался радиоприёмник.
Печальная судьба сложилась у довоенных радиоприемников. Их изъяли у населения в начале Отечественной войны. Днепродзержинские радиоприемники пропали в подвалах костела. Кстати, тогда же у населения были изъяты охотничьи ружья и фотоаппараты. Радиоприёмник с автомобиля "ЗиС-101" директора металлургического комбината послужил верой и правдой подпольщикам в годы оккупации родного города. Приемник был вмурован в стену фотопавильона по проспекту Пелина, и "хозяин" его, Лапшин Владимир Петрович, регулярно записывал и передавал связным радиосводки "От советского информбюро" и "В последний час".
Помните советский сериал "Семнадцать мгновений весны"? Штирлиц везет пастора Шлага к швейцарской границе на автомобиле. Русский разведчик крутит ручку автомобильного приемника - из динамика льется очаровательный голос Эдит Пиаф Песня, которую исполняла Пиаф, на самом деле была написана примерно на 10 лет позже. Интереснее другое - мог ли быть в знаменитом "Мерседесе-230" Штирлица радиоприемник вообще? Устанавливался ли он на этот автомобиль на заводе? Или создатели фильма ввели зрителя в заблуждение, добавив романтики в ущерб истине? В шикарном лимузине для высших чинов Третьего рейха - "Хорьхе-853" радиоприемник был, а вот был ли он в "Мерседесе-230"? Заглянем в прошлое и пробежимся по некоторым вехам истории.
Столетие назад приемник был огромным ящиком, весом пуда в полтора, набитым лампами и огромными конденсаторами. Да и стоил он до половины цены автомобиля. Первые результаты установки этого "ящика прогресса" на транспортные средства были, как правило, неудачными, а иногда и комичными. Владельцы не могли добиться должного усиления принимаемого сигнала и развешивали антенны над крышей машины, словно веревки для сушки белья. Главная проблема заключалась в невозможности разделения панели управления радио и самого ящика с радиолампами. Так как приемник был громоздким, то монтировать его в переднюю панель, а тем более обслуживать, снимая всю конструкцию ради замены одной сгоревшей лампы, было неудобно, и в большинстве случаев он прятался под водительское сиденье. Ручки настройки и громкости находились там же, что отрицательно сказывалось на безопасности вождения.
Автомобильное радио ждало своего часа. Этот час пришел вместе с американцем по имени Уильям Лир в 1928 году. Будучи талантливым изобретателем, он усовершенствовал управление радиоприемником с помощью гибких приводов, вынеся на панель автомобиля только ручки громкости и настройки частоты совместно с круглым циферблатом. С его легкой руки в автомобильных приемниках появились преобразователи напряжения для работы радио без батарей, от бортовой 6-вольтовой сети, и более практичные лампы в металлических колбах, а не стеклянных. Лир продал патенты на автомобильное радио братьям Гэлвинам. Сегодня основанное ими предприятие имеет название по марке первых радиоприемников - Motorola. Причем вторая часть названия (ola) была заимствована у американского проигрывателя пластинок Victrola. Отсюда и повелось - радиола, магнитола… Стоит отметить, что в истории Motorola значится много славных дел - первая портативная рация, первый спутник связи, первый дешевый телевизор, первый пейджер, первый коммерческий мобильный телефон, первая передача данных по технологии GPRS…
До 40-х годов радио устанавливалось, как правило, только на модели представительского класса, а на остальные - под заказ, в качестве дополнительной дорогостоящей опции. Простые советские граждане получили первый радиоприемник в начале 50-х вместе с первым относительно доступным автомобилем - "Москвич" 402-й модели.
Эксклюзивным поставщиком радиоприемников для "Мерседеса" с 1949 года и на полвека стала фирма Becker. Автомобильное радио было роскошью в Европе во время Отечественной войны. Наличие радиоприемника в "Мерседесе-230", недорогом автомобиле для офицеров среднего звена - скорее художественное преувеличение.
На рисунках показан автомобиль "ЗиС-101", его приемник и почтовая марка, посвященная легендарному автомобилю.